Интервью Уполномоченного по противодействию коррупции в Ульяновской области Александра Евгеньевича Яшина газете «Ульяновск сегодня» — Архивный сайт муниципального образования «Мелекесский район» Ульяновской области
23.12.2024 г.
Адрес: ул. Хмельницкого, д.93
г. Димитровград, 433508
Телефон: (84235) 2-62-90
Версия для слабовидящих
Найти на сайте:
Архивный сайт муниципального образования "Мелекесский район".
Новый официальный сайт находится по адресу https://adm-melekess.gosuslugi.ru/
Интервью Уполномоченного по противодействию коррупции в Ульяновской области Александра Евгеньевича Яшина газете «Ульяновск сегодня»

Александр Яшин: «Коррупция – это вызов обществу и власти»

 

18 сентября было издано постановление правительства Ульяновской области «О внесении изменений в областную программу по противодействию коррупции» на 2016-2018 годы». О том, какие мероприятия будут проведены согласно этой программе в Ульяновске и регионе, а также о промежуточных итогах антикоррупционной работы, проведенной в этом году, рассказывает региональный Уполномоченный по противодействию коррупции Александр Яшин.

 

— Александр Евгеньевич, предлагаю начать наш разговор с Национального плана противодействия коррупции на 2018-2020 годы, который утвердил Президент Российской Федерации Владимир Путин. Именно этот документ лег в основу принятых изменений в областную программу противодействия коррупции?

— Новый Национальный план противодействия коррупции утвержден 29 июня 2018 года Указом Президента Российской Федерации Владимира Путина №378. Его мероприятия направлены на совершенствование мер по противодействию коррупции, в том числе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, в сфере бизнеса, повышение эффективности просветительских и образовательных антикоррупционных мероприятий и др. В соответствие с этим документом должны быть приведены все региональные, ведомственные и муниципальные программы противодействия коррупции в нашей стране.

Так, претерпела ряд изменений и наша областная программа. Мы ее значительно расширили, включив 26 новых мероприятий. Среди них — создание и поддержание в актуальном состоянии на официальном сайте Губернатора и Правительства области раздела «Общественная и антикоррупционная экспертиза», проведение прямых телефонных линий, разработка методических рекомендаций по вопросам повышения эффективности деятельности по профилактике коррупции, а также обучающих семинаров и тренингов для госслужащих и вновь назначенных директоров образовательных организаций. Кроме того, мы планируем, что ульяновские подростки и молодежь примут активное участие в международном конкурсе социальной рекламы «Вместе против коррупции!».

Скорректированы профильные программы всех ведомств и муниципалитетов. В настоящее время Планы работы по противодействию коррупции на 2018-2020 годы утверждены во всех городских и сельских поселениях Ульяновской области. Все изменения в такие программы в обязательном порядке проходили этапы общественных обсуждений на круглых столах, заседаниях общественных советов и ведомственных комиссиях, экспертных встречах…

Практически в течение месяца (с 1 по 22 августа) по поручению губернатора работала специальная горячая линия по сбору предложений о внесении изменений в профильную программу. В результате мы получили 30 новых предложений. Также в конце августа проект постановления Правительства о внесении изменений в программу противодействия коррупции был размещен на правительственном сайте — для общественного обсуждения. Данный документ получил положительное заключение одного из экспертов, уполномоченных на проведение антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и их проектов.

Впереди — разработка региональной программы противодействия коррупции на 2019-2021 годы. Эту большую работу мы должны завершить до 20 декабря. Такие сроки нам обозначил губернатор Сергей Морозов.

 

— А что делается властями в рамках борьбы с коррупцией сейчас? Слышала, к примеру, что Глава региона еще в конце июня утвердил перечень мер по усилению финансовой дисциплины при расходовании средств областной казны. О каких конкретных мерах контроля идёт речь?

— Этот документ представляет собой перечень поручений, вводящих новые и более жесткие формы контроля, членам областного правительства — с учётом их отраслевой специфики. Среди них — актуализация карт внутреннего финансового контроля, изменение методов контроля и ежеквартальное рассмотрение отчётов подведомственных госучреждений, задействованных в программах энергосбережения и повышения энергетической эффективности. Известно, к примеру, что контрольному управлению администрации Губернатора уже поручено проверить законность расходования бюджетных средств при проведении строительных и ремонтных работ на объектах социальной сферы, оплате энергетических ресурсов, а также труда работников бюджетной сферы, а еще — законность предоставления субсидий юридическим лицам.

 

— Как в первом полугодии по противодействию коррупции сработали на местах? Какие из муниципалитетов оказались аутсайдерами, а какие продемонстрировали стабильные показатели антикоррупционной деятельности?

— Среди исполнительных органов государственной власти Ульяновской области лидерами в данном направлении деятельности признаны Министерство развития конкуренции и экономики и Агентство записи актов гражданского состояния, а аутсайдерами Министерство физической культуры и спорта, Министерство сельского, лесного хозяйства  и природных ресурсов и Министерство здравоохранения, семьи и социального благополучия.

Среди муниципальных образований Ульяновской области комиссия определила, что на более высоком организационном уровне работа по противодействию коррупции в первом полугодии текущего года была организована в Павловском и Старомайнском районах.

Однако, как показывает общий анализ деятельности органов государственной и муниципальной власти, по-прежнему зачастую в их работе по противодействию коррупции местами проскальзывает формализм.

За первое полугодие профильный отдел администрации Губернатора по обеспечению деятельности Уполномоченного провел антикоррупционный анализ в отношении 584 проектов нормативных правовых актов региона. На 25 из них мы дали отрицательные заключения, так как усмотрели там коррупциогенные факторы. Среди проштрафившихся — Министерство промышленности, строительства, жилищно-коммунального комплекса и транспорта, а также Министерство образования и науки и региональный Минздрав.

Согласно предоставляемой отчетности, все замечательно. Так, например, по области за первое полугодие текущего года провели 133 заседания общественных советов по профилактике коррупции и рассмотрели при этом 520 вопросов. Цифры впечатляют! Однако при детальном изучении выясняется, что на повестку дня выносились далеко не актуальные вопросы. Не заседаниях не затрагивали проблем, связанных с здравоохранением, строительством, ремонтом дорог, сферой ЖКХ, — насущных вопросов, которые действительно волнуют практически каждого ульяновца. Таким поверхностным отношением к своей работе отличились Барышский, Кузоватовский, Николаевский районы и Новоульяновск. А в Димитровграде вообще за шесть месяцев провели только одно заседание общественного антикоррупционного совета.

На местах продолжалась и проведение антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и их проектов. И вроде бы количество выявленных коррупциогенных факторов возросло — со 102 до 105. Однако, как выясняется, независимых экспертов к этой работе привлекали только в пяти случаях, еще 10 раз их приглашали для анализа уже принятых документов.

Контрольных мероприятий, проведенных муниципальными органами внешнего и внутреннего финансового контроля, по сравнению с аналогичным периодом прошлого года стало меньше (214 вместо 234), как и выявленных финансовых нарушений (144 против 148). К дисциплинарной ответственности за это время привлекли 172 работника, к материальной – 40, к административной – 30.

Низкая активность в работе по противодействию коррупции в первом полугодии отмечена и на уровне органов государственной власти. Так, к примеру, в указанный период здесь проведена антикоррупционная экспертиза в отношении 446 проектов актов, а в аналогичный период  2017 года — в отношении 532. Причем было установлено только пять коррупциогенных факторов.

Почти в два раза сократилось количество тематических публикаций об антикоррупционной работе органов госвласти в газетах и журналах (109 к 210 за аналогичный период 2017 года) до 109 (в 2018 году), а также на радио, телевидении и интернет-порталах.

В органах госвласти по-прежнему работают ведомственные комиссии и рабочие группы по противодействию коррупции. Однако, скажем, в региональном Минпроме, Министерстве физической культуры и спорта, Министерстве молодёжного развития, Агентстве по развитию человеческого потенциала и трудовых ресурсов в течение первого полугодия прошло только по одному такому заседанию.

Всего в отношении органов государственной власти в первом полугодии органами внутреннего и внешнего финансового контроля проведено 46 контрольных мероприятий. В 16 случаях установлены факты нарушения использования бюджетных средств. В результате к дисциплинарной ответственности привлечено 53 сотрудника, к материальной – 8, к административной — 1.

Государственным и муниципальным органам власти, в которых по итогам полугодия отмечен низкий уровень организации работы по противодействию коррупции, рекомендуется активизировать антикоррупционную деятельность.

Так, им советуют провести тематические обучающие информационно-методические семинары для участников антикоррупционной работы, активнее привлекать к реализации мероприятий ведомственных и муниципальных программ по противодействию коррупции и объединения граждан, и представителей общественных объединений, национально-культурных автономий и традиционных религиозных конфессий. Также необходимо чаще проводить мероприятия, направленные на взаимодействие с субъектами общественного контроля, мониторить средства массовой информации — для выявления публикаций, содержащих сведения о проявлениях коррупции, и своевременного реагирования.

Еще одним направлением, требующим активизации всех усилий, станет работа по выявлению и устранению зон коррупционного риска. Кроме того, необходимо наладить межведомственное взаимодействие при проверке сведений, которые представляют люди, поступающие на государственную и муниципальную службу, усилить работу по выявлению случаев конфликта интересов, ужесточить контроль в подведомственных организациях за исполнения мер по предупреждению коррупции, установленных Федеральным законом от 25.12.2008 № 273-ФЗ «О противодействии коррупции».

 

— Александр Евгеньевич, в текущем году в регионе было проведено социологическое исследование по вопросам противодействия коррупции. Как относятся ульяновцы к проблеме коррупции? Считают ли они ее действительно острой, злободневной?

— Как показывают итоги соцопроса, актуальность проблемы коррупции для нашего региона признают большинство участников исследования — 64%. Причем 26% из них уверены, что это одна из наиболее острых проблем Ульяновской области. 38% — признают актуальность проблемы коррупции наряду с другими проблемами. 22% респондентов говорят о наличии проблемы коррупции, но все же не считают её наболевшей.

Согласно полученным результатам, основными сферами, где, по мнению респондентов, наиболее распространено взяточничество, являются медицина (ее отметил 71% опрошенных), образование (так считают 38% респондентов), а также ГИБДД (33%).

По сравнению с прошлым социологическим исследованием опрошенные ульяновцы в этот раз чаще указывали сферу медицины как наиболее подверженную коррупционным влияниям (количество считающих так респондентов увеличилось на 8%). В то же время людей, уверенных, что коррупция царит в учреждениях образования, а также среди сотрудников ГИБДД, стало меньше – на 6 и 4% соответственно.

По общему мнению, полученные результаты не являются неожиданными, в их основе лежат как объективные, так и субъективные причины.

Федеральные средства массовой информации занимают доминирующее положение в информационном пространстве и Ульяновской области, таким образом, коррупционные скандалы, о которых они систематически повествуют, не могут не сказываться на индексе восприятия коррупции населением. Думаю, информационно-разъяснительную работу с населением по вопросам противодействия коррупции необходимо усилить в разы.

 

— А сами ульяновцы продолжают сообщать о фактах коррупции?

— Количество обращений граждан по возможным фактам коррупции по сравнению с аналогичным периодом прошлого года, сократилось с 152 до 81. В основном, это обращения о проявлениях коррупции в сфере образования – 33, при оказании государственных услуг – 29, в сфере здравоохранения – 7. Также отмечается увеличение числа обращений граждан, поступивших на антикоррупционную горячую телефонную линию Уполномоченного.

Наибольшее количество обращений по Ульяновску поступило из Ленинского района (15), а также из Засвияжья и Заволжья — по семь.

По результатам рассмотрения обращений один материал был направлен в Следственный комитет Российской Федерации по Ульяновской области. В прокуратуру Ульяновской области направлено четыре материала, девять — в УМВД России по Ульяновской области.

 

— Нужно отметить, что ульяновцы сами активно подключаются к антикоррупционной работе. Я говорю о системе общественных советов.

— В течение летних месяцев этого года во всех муниципальных образованиях региона взамен ранее действующих общественных советов начали работать Межведомственные комиссии по противодействию коррупции. Такое всеобщее переформатирование мы завершили к 20 августа.

При формировании данных структур была применена новая система. Было установлено ограничение, определяющее, что общее число лиц, наделенных статусом муниципальных служащих, в составе данных комиссий не должно превышать 50% от общего числа членов профильных муниципальных Межведомственных комиссий – представителей общественности.

Более 500 жителей региона уже выразили свое желание принимать участие в работе данных формирований.

 

— Несмотря на значительное ужесточение государственно-финансового контроля на всех уровнях, мздоимцы всё же находят лазейки. В чем Вы видите основную проблему?

— 6 апреля текущего года на заседании нашей региональной комиссии по координации работы по противодействию коррупции Губернатором Сергеем Морозовым было обозначено, что защита бюджетных средств должна стать общим приоритетным направлением в деятельности по противодействию коррупции в 2018 году. Однако, как показывают результаты работы профильных структур, за первое полугодие текущего года, в решении этой задачи мы действуем по-прежнему не так эффективно, как это требуется.

Буквально ряд цифр. В первом полугодии текущего года Счётная палата региона провела 8 контрольных мероприятий, в ходе которых было проверено 25 объектов, 36 экспертно-аналитических мероприятий. Объём проверенных средств составил 4,5 млрд. рублей. Выявлено 99 нарушений. Общая сумма нарушений составила 381 748,8 тыс. рублей. Кроме того, установлено неэффективное использование средств в сумме 47 023,9 тыс. рублей.

В этот же период контрольным управлением администрации Губернатора области проведено 12 контрольных мероприятий. Проверено средств в общей сумме 473 млн. 9 тыс. рублей. Выявлено нарушений на общую сумму 13 млн. 562 тыс. рублей.

За первое полугодие 2018 года контрольным управлением возбуждено 39 дел об административных правонарушениях. Из них только 9 – за нарушения в сфере государственных и муниципальных закупок.

Меня возмущают не только приведенные цифры, но и в целом состояние финансовой дисциплины в отдельных муниципалитетах, ведомствах и отраслях.

А ведь именно нарушения такого рода наносят ущерб развитию конкуренции и, как следствие, экономическому потенциалу Ульяновской области. Кроме того, за ними стоят нарушения прав субъектов предпринимательской деятельности и, что более печально, как мы видим в случае с тем же региональным Минздравом, прав тысячи рядовых жителей области.

Одной из причин этого считаю недостаточный анализ результатов контрольных мероприятий в части нарушений, выявляемых в закупочной деятельности, а также проблему, касающуюся выработки мер по их профилактике и предупреждению.

Президентом страны Владимиром Путиным задан жесткий и бескомпромиссный курс на борьбу с коррупцией, который, как показывает практика, не предполагает исключений для кого-либо. Данный президентский курс, по моему мнению, благодаря принципиальной и личной позиции Губернатора, институтов гражданского общества и общественного контроля, наших неравнодушных земляков в полном объеме проводится в жизнь в Ульяновской области.

Нужно понимать, что любые коррупционные проявления — это политические, экономические и социальные вызовы нашему обществу и институтам власти. Я как Уполномоченный по противодействию коррупции, в рамках представленных мне полномочий, намерен и дальше системно и настойчиво проводить в жизнь президентский и губернаторский курс в данном направлении и требовать этого от ответственных должностных лиц органов власти.

 

 

Юлия Петрова

 

Наши ресурсы