Новости законодательства для НКО за январь 2020 года
В этом выпуске Вы можете прочитать:
· о новых правилах представления годовой бухгалтерской отчетности,
· об электронных трудовых книжках,
· об изменениях в порядке представления расчетов по страховым взносам и отдельных вопросах исчисления страховых взносов,
· о развитии законодательства в сфере добровольчества (волонтерства),
· о планируемых изменениях законодательства.
О новых правилах представления годовой бухгалтерской отчетности
Начиная с 2020 года (с отчета за 2019 год), годовую бухгалтерскую (финансовую) отчетность некоммерческие организации обязаны представлять только в налоговый орган по месту своего нахождения (обязанность направления бухгалтерской отчетности в Росстат отменена*) и только по телекоммуникационным каналам связи через оператора электронного документооборота (представление отчетности на бумажном носителе не будет считаться надлежащим).
Годовая бухгалтерская (финансовая) отчетность некоммерческих организаций, состоящая из бухгалтерского баланса, отчета о прибылях и убытках и отчета о целевом использовании денежных средств, представляется один раз в год в срок не позднее 31 марта года, следующего за отчетным годом.
НКО, подлежащие обязательному аудиту, представляют аудиторское заключение вместе с годовой бухгалтерской отчетностью, либо в течение 10 рабочих дней со дня, следующего за датой аудиторского заключения, но не позднее 31 декабря года, следующего за отчетным годом.
Форматы представления экземпляра годовой бухгалтерской отчетности, в том числе составленной упрощенной отчетности, утверждены приказом ФНС от 13.11.2019 № ММВ-7-1/570@. Порядок представления экземпляра составленной годовой бухгалтерской отчетности и аудиторского заключения о ней утвержден приказом ФНС от 13.11.2019 № ММВ-7-1/569@.
Бухгалтерская отчетность НКО теперь считается составленной как с момента подписания руководителем ее бумажного экземпляра, так и с момента подписания ее электронной версии электронной подписью.
За нарушение правил представления бухгалтерской отчетности, например, ее непредставление, отказ от представления, представление в неполном объеме или в искаженном виде предусмотрена налоговая и административная ответственность.
Ответственность установлена в виде штрафа
· на организацию в размере 200 руб. за каждую непредставленную форму (пп. 5.1 п. 1 ст. 23, п. 1 ст. 126 НК РФ),
· на должностных лиц организации в размере от 300 до 500 руб. (ч. 1 ст. 15.6 КоАП РФ).
Уплата штрафа не освобождает от необходимости представить бухгалтерскую отчетность в налоговую инспекцию (ч. 4 ст. 4.1 КоАП РФ).
Обращаем Ваше внимание, что некоммерческие организации, независимо от объема доходов, не являются субъектами малого предпринимательства, которые начнут сдавать годовую бухгалтерскую отчетность в электронном виде в 2021 году за 2020 год.
Об электронных трудовых книжках
Федеральный закон от 16.12.2019 N 439-ФЗ «О внесении изменений в Трудовой кодекс Российской Федерации в части формирования сведений о трудовой деятельности в электронном виде» вступил в силу с 01 января 2020 года. Изменения, внесенные в Трудовой кодекс, в полной мере распространяются на некоммерческие организации.
Теперь любой работодатель формирует в электронном виде основную информацию о трудовой деятельности и трудовом стаже каждого работника и представляет ее в порядке, установленном законодательством Российской Федерации об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования, для хранения в информационных ресурсах Пенсионного фонда Российской Федерации.
В сведения о трудовой деятельности включаются, в том числе, информация о работнике, месте его работы, его трудовой функции, переводах работника на другую постоянную работу, об увольнении работника с указанием основания и причины прекращения трудового договора.
Об изменениях в порядке представления расчетов по страховым взносам и отдельных вопросах исчисления страховых взносов
В соответствии с изменениями, внесенными Федеральным законом от 29.09.2019 № 325-ФЗ в пункт 10 статьи 431 Налогового кодекса РФ (далее – НК РФ), снижен критерий численности работников, при котором расчет по страховым взносам плательщикам нужно подавать только в электронной форме. С 01 января 2020 года расчеты по страховым взносам в налоговый орган в электронной форме с использованием усиленной квалифицированной электронной подписи по телекоммуникационным каналам связи обязаны представлять плательщики страховых взносов, у которых численность физических лиц за текущий отчетный (расчетный) период, в пользу которых начислены выплаты и иные вознаграждения, превышает 10 человек (ранее — среднесписочная численность физических лиц, в пользу которых осуществлены выплаты за прошедший расчетный (отчетный) период, составляла — более 25 человек).
При численности до 10 человек (включительно) плательщики, в том числе вновь созданные организации, сами должны принять решение представлять им расчет в электронной форме или на бумажном носителе.
Указанные положения ст. 431 НК РФ применяются к правоотношениям, возникшим с 01 января 2020 года, то есть к представлению плательщиками страховых взносов расчетов по страховым взносам начиная с расчетного периода по итогам 2019 года.
За нарушение способа подачи расчета (если плательщик предоставил его на бумажном носителе, а обязан был предоставить в электронной форме) предусмотрен штраф в размере 200 руб. (ст. 119.1 НК РФ).
Приказом ФНС России от 18.09.2019 № ММВ-7-11/470@ утверждена новая форма расчета по страховым взносам и Порядок ее заполнения. По новой форме расчеты по страховым взносам должны представляться плательщиками, начиная с отчета за первый квартал 2020 года.
Для плательщиков страховых взносов, не осуществлявших деятельность или не производивших выплаты своим работникам, порядок заполнения новой формы расчета по страховым взносам упрощен. Если плательщик в последние три месяца расчетного (отчетного периода) фактически не осуществлял выплаты и иные вознаграждения в пользу физических лиц, то в этом случае ему необходимо заполнить только титульный лист, раздел 1 с указанием «Тип плательщика» без приложений и раздел 3 (п. 4.2 Порядка заполнения расчета по страховым взносам).
Постановлением Правительства Российской Федерации от 06.11.2019 № 1407 увеличены предельные величины базы по страховым взносам. С 01 января 2020 года предельная величина базы по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование составила 1 292 000 руб. в отношении каждого физического лица. Базовый тариф в пределах установленной величины не изменился — 22 %, свыше этой величины – 10 %.
Для страховых взносов на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством предельная величина составила 912 000 руб. в отношении каждого физического лица. Тариф в пределах указанной величины остался прежним и составляет 2,9 %, сверх этой величины тариф не установлен, т.е. взнос сверх предельной величины не исчисляется.
Страховые взносы на обязательное медицинское страхование уплачиваются в 2020 году (как и в 2019 году) без применения предельной величины базы, т. е. со всех выплат независимо от их размера в общем случае по тарифу 5,1 %.
Плательщики страховых взносов, применяющие пониженные тарифы страховых взносов в соответствии со ст. 427 НК РФ, страховые взносы на обязательное пенсионное страхование по тарифу 10% с сумм выплат физическим лицам, превышающих предельную величину базы для исчисления страховых взносов по данному виду страхования, не исчисляют и не уплачивают (письмо Минфина России от 13.08.2019 № 03-15-06/61097).
Обращаем внимание на то, что некоммерческие организации и благотворительные организации, указанные в пп. 7 и 8 п. 1 ст. 427 НК РФ, применяющие упрощенную систему налогообложения, применять пониженные тарифы страховых взносов в 2019-2024 годах могут только при выполнении всех условий, установленных в НК РФ.
О развитии законодательства в сфере добровольчества (волонтерства)
Правительство утвердило Положение об особенностях участия добровольцев (волонтеров) в работах по сохранению объектов культурного наследия, включенных в единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, или выявленных объектов культурного наследия, а также перечень видов работ, в которых добровольцы могут принимать участие.
Добровольцы привлекаются организаторами добровольческой деятельности или добровольческими организациями к работам, осуществляемым юридическими лицами (индивидуальными предпринимателями), имеющими лицензию на осуществление деятельности по сохранению объектов культурного наследия, а также разрешение на проведение работ по сохранению объектов культурного наследия, в соответствии с договором, требования к которому также содержатся в Положении.
На территории объекта культурного наследия во время проведения работ по его сохранению могут находиться добровольцы, включенные в специальные списки, а также прошедшие в установленном порядке инструктаж по технике безопасности.
О планируемых изменениях законодательства
На Федеральном портале проектов нормативных правовых актов объявлено:
— о разработке Минэкономразвития России проекта Постановления, которым предполагается расширить перечень видов деятельности, в отношении которых федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления утверждается порядок взаимодействия государственных и муниципальных учреждений с организаторами добровольческой (волонтерской) деятельности, добровольческими (волонтерскими) организациями, такими видами деятельности, как: деятельность в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, обеспечения пожарной безопасности и безопасности людей на водных объектах, а также в сфере работы с детьми-сиротами и детьми, оставшимися без попечения родителей;
— о разработке Минобрнауки России проекта Приказа, которым предполагается утвердить порядок осуществления деятельности студенческих спортивных клубов (в том числе в виде общественных объединений), не являющихся юридическими лицами. Планируется закрепить положение о том, что спортивный клуб может создаваться образовательными организациями в качестве их структурных подразделений, а также обучающимися в виде общественных объединений, не являющихся юридическими лицами, а также установить перечни задач и видов деятельности каждого из видов спортивных клубов.