Совершенствование кадровой политики как мера профилактики коррупционных рисков, их минимизации и ликвидации
В декабре 2008 года был подписан Федеральный закон №273-ФЗ "О противодействии коррупции", который установил основные принципы и основы борьбы с коррупцией.
В статье 6 данного закона предусматривается ряд мер по профилактике коррупции. Это механизмы, направленные на совершенствование кадровой политики, на которых мы остановимся более подробно.
Меры профилактики
К мерам, которые призваны снизить риски коррупционных проявлений, относятся следующие мероприятия:
– трудовой запрет для работы родственников в подчинении друг у друга;
– строгое соблюдение квалификационных требований в отношении руководителя организации;
– финансово-имущественная подотчетность и специальное основание для прекращения трудовых отношений.
Давайте остановимся на каждом мероприятии более подробно.
Первая мера - Трудовой запрет
В целях исключения признаков "клановости" и "семейственности" при приеме на работу или назначении на ту или иную должность действующими нормами законодательства в 2013 году был введен запрет на работу родственников в прямом подчинении.
Постановлением Правительства РФ от 05.07.2013 №568 «О распространении на отдельные категории граждан ограничений, запретов и обязанностей, установленных Федеральным законом "О противодействии коррупции" и другими федеральными законами в целях противодействия коррупции» установлено, что работники, замещающие определенные должности в тех или иных государственных структурах, не могут осуществлять трудовую деятельность в случае близкого родства или свойства (родители, супруги, дети, братья, сестры, а также братья, сестры, родители, дети супругов и супруги детей) с работником соответствующего органа, если осуществление трудовой деятельности связано с непосредственной подчиненностью или подконтрольностью одного из них другому.
Фактически сейчас медики, ученые и деятели культуры не могут работать вместе с родственниками.
Следующая мера - Оценка квалификации руководителя
Оценка знаний и уровня квалификации работников, назначаемых на руководящие должности, позволяет исключить проявление такого явления, как "фаворитизм". К таким инструментам относятся выборы, аттестация, квалификационный экзамен и ротация кадров.
Назначение на определенные должности должно осуществляться в строгом соответствии с требованиями, установленными Единым квалификационным справочником должностей руководителей, специалистов и других служащих по Разделу «Квалификационные характеристики должностей работников культуры, искусства и кинематографии».
Следующая мера - Финансово-имущественная подотчетность
Для отдельной категорий работников устанавливается специальная обязанность по представлению сведений о своих доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруга (супруги) и несовершеннолетних детей.
Такая обязанность распространяется не только на государственных и муниципальных служащих, как принято считать, но и на руководителей муниципального учреждения вне зависимости от сферы деятельности.
В соответствии со статьей 275 Трудового кодекса РФ лицо, поступающее на должность руководителя государственного (муниципального) учреждения, обязано представлять сведения о своих доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруга (супруги) и несовершеннолетних детей. Аналогичная норма содержится и в статье 8 Закона №273-ФЗ «О противодействии коррупции».
При этом стоит отметить, что представление финансовой отчетности осуществляется не только на начальном этапе трудовых отношений (при приеме на работу), но и в процессе трудовой деятельности и заключается не только в заполнении так называемой декларации о доходах и расходах. Речь идет о рассчитываемой за календарный год среднемесячной заработной плате
Такая отчетность представляется ежегодно, не позднее 30 апреля года, следующего за отчетным периодом. Результаты финансовой отчетности, представленные руководителем учреждения, размещаются в Интернете на официальном сайте органа, осуществляющего функции и полномочия учредителя учреждения.
Правила о представлении финансовой отчетности распространяются не только на руководителей государственных и муниципальных учреждений. Постановлением администрации муниципального образования «Мелекесский район» Ульяновской области от 28.02.2017 №119 «Об утверждении порядка размещения информации о рассчитываемой за календарный год среднемесячной заработной плате руководителей, их заместителей и главных бухгалтеров муниципальных учреждений, муниципальных унитарных предприятий» установлено, что информация о рассчитываемой за календарный год среднемесячной заработной плате представляется в отношении руководителей, их заместителей и главных бухгалтеров.
Необходимо обратить внимание на то, что статья 81 ТК РФ предусматривает основания прекращения трудовых отношений за непредставление или представление заведомо недостоверных или неполных сведений о своих доходах, расходах, имуществе и обязательствах имущественного характера (доходах своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей), а также в случае непринятия работником мер по предотвращению или урегулированию конфликта интересов, стороной которого он является.
При проведении профилактической работы не стоит забывать и о том, что основой коррупционных правонарушений являются противоречия, которые возникают между интересами организации и интересами ее конкретного работника, так называемый конфликт интересов.
Десятая "Неделя антикоррупционных инициатив"