Законом о муниципальной службе в РФ устанавливаются задачи кадровых служб органов местного самоуправления.
Кадровая работа в муниципальном образовании включает:
формирование кадрового состава для замещения должностей муниципальной службы; подготовку предложений о реализации положений законодательства о муниципальной службе и внесение указанных предложений представителю нанимателя(работодателю);
организацию подготовки проектов муниципальных правовых актов, связанных с поступлением на муниципальную службу, ее прохождением, заключением трудового договора (контракта), назначением на должность муниципальной службы, освобождением от замещаемой должности муниципальной службы, увольнением муниципального служащего с муниципальной службы и выходом его на пенсию, и оформление соответствующих документов;
ведение трудовых книжек муниципальных служащих;
ведение личных дел муниципальных служащих;
ведение реестра муниципальных служащих в муниципальном образовании;
оформление и выдачу служебных удостоверений муниципальных служащих;
проведение конкурса на замещение вакантных должностей муниципальной службы и включение муниципальных служащих в кадровый резерв;
проведение аттестации муниципальных служащих;
организацию работы с кадровым резервом и его эффективное использование;
организацию проверки достоверности представляемых гражданином персональных данных и иных сведений при поступлении на муниципальную службу, а также оформление допуска установленной формы к сведениям, составляющим государственную тайну;
организацию проверки сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера муниципальных служащих, а также соблюдения связанных с муниципальной службой ограничений, которые установлены ст. 13 Закона о муниципальной службе в РФ и другими федеральными законами;
консультирование муниципальных служащих по правовым и иным вопросам муниципальной службы;
решение иных вопросов кадровой работы, определяемых трудовым законодательством и законом субъекта РФ.
На структурное подразделение органа местного самоуправления или муниципального служащего, занимающегося кадровыми вопросами, возлагаются следующие задачи:
обеспечение проведения конкурсов на замещение вакантных муниципальных должностей муниципальной службы, квалификационных экзаменов, аттестации муниципальных служащих;
оформление решений органов местного самоуправления по вопросам муниципальной службы, ведение личных дел муниципальных служащих, внесение необходимых записей в трудовые книжки;
ведение реестра муниципальных служащих муниципального образования;
консультирование муниципальных служащих по вопросам прохождения муниципальной службы;
анализ уровня профессиональной подготовки муниципальных служащих;
организация переподготовки (переквалификации) и повышения квалификации муниципальных служащих;
подготовка сведений о муниципальных служащих, необходимых для формирования информационной базы резерва;
другие задачи, определяемые уставом и иными нормативными правовыми актами муниципального образования, а также должностными инструкциями, утверждаемыми руководителями органов местного самоуправления.
Кадровое делопроизводство обеспечивается в органах местного самоуправления либо специально созданным структурным подразделением (например, отделом муниципальной службы и кадров и т.д.), либо эти функции возлагаются на конкретное лицо из состава сотрудников органа управления.
Главными составляющими кадрового делопроизводства являются личные дела муниципальных служащих, формируемые при поступлении на муниципальную службу.
В течение периода прохождения муниципальной службы личное дело пополняется новыми сведениями и документами, освещающими все из-менения, происходящие в профессиональной деятельности муниципального служащего, что находит свое отражение как в личном деле, так и в личной карточке по форме № Т-2ГС (МС), которые хранятся отдельно друг от друга.
В органе МСУ в обязательном порядке должно быть разработано и утверждено Положение о ведении личных дел муниципальных служащих.
Ответственное лицо за обеспечение кадрового делопроизводства обязано своевременно и правильно оформлять трудовые книжки сотрудников органа муниципального управления, внося в них соответствующие записи о приеме, увольнении, переводе на другую работу на основании принимаемых постановлений или распоряжений главы муниципального образования.
Концепция кадровой политики в органах местного самоуправления
К сожалению, в деятельности органов МСУ современной России имеют место не всегда корректное выполнение законов, других нор- мативных актов, неумение профессионально анализировать состояние дел общественной жизни, принимать оптимальные и своевременные решения, рационально организовывать дело, управлять общественными процессами, обеспечивать и контролировать реализацию намеченных программ.
Все это вызывает необходимость разработки в муниципальных образованиях Концепции кадровой политики (далее — Концепция), которая представляет собой систему современных взглядов, принципов, приоритетов и направлений работы с муниципальными служащими.
Концепция должна оказать воздействие на изменение кадровой работы во всей системе местного самоуправления, так как исходит из необходимости учета специфических социокультурных и национальных условий муниципального образования, интересов основных субъектов кадровой политики: граждан, органов местного самоуправления, территориальных органов государственной власти.
Таким образом, суть кадровой политики можно свести к следующим положениям:
уровень и качество жизни населения муниципального образования во многом обусловлено тем, насколько эффективно организовано муниципальное управление;
эффективное управление зависит от компетентного и заинтересованного персонала муниципальных учреждений;
компетентность персонала определяется качеством его подбора, обучения и расстановки по всем участкам работы.
Кадровая политика и кадровая работа в системе муниципальной службы