1. Основание для проведения контрольного мероприятия: план работы Контрольно-счётной комиссии Совета депутатов муниципального образования «Мелекесский район» Ульяновской области на 2014 год, утвержденного Председателем Контрольно-счётной комиссии Совета депутатов муниципального образования «Мелекесский район» Ульяновской области от 30.12.2014 (с изменениями от 05.02.2014, 24.02.2014, 14.03.2014, 10.06.2014, 11.06.2014), поручение прокуратуры Мелекесского района Ульяновской области от 09.06.2014 №б/н.
2. Предмет контрольного мероприятия: расходование денежных средств в МУП «Новомайнские теплосети», предназначенных для оплаты коммунальных ресурсов.
3. Объект контрольного мероприятия: Муниципальное унитарное предприятие «Новомайнские теплосети».
4. Проверяемый период деятельности: 2012 год – истекший период 2014 года.
5. Сроки проведения контрольного мероприятия на объекте: с 11.06.2014 по 30.06.2014 года.
6. Цели контрольного мероприятия:
Цель 1. Проверка расходования денежных средств, предназначенных для оплаты коммунальных ресурсов;
Цель 2. Анализ состояния дебиторской и кредиторской задолженности предприятия;
7. Краткая характеристика проверяемой сферы формирования и использования государственных или муниципальных средств и деятельности объектов контрольного мероприятия:
Муниципальное унитарное предприятие «Новомайнские Теплосети», сокращенное наименование МУП «Новомайнские Теплосети» (далее МУП «Новомайнские Теплосети») учреждено на основании постановления администрации муниципального образования «Новомайнское городское поселение» Мелекесского района Ульяновской области от 28.07.2009 №40 по адресу: 433556, Российская Федерация, Ульяновская область, Мелекесский район, р.п. Новая Майна, ул. Тольяттинское шоссе, д.4/2. Администрация поселения муниципального образования «Новомайнское городское поселение» Мелекесского района Ульяновской области (далее – Администрация поселения) являясь учредителем МУП «Новомайнские Теплосети», осуществляет права собственника имущества предприятия.
Устав МУП «Новомайнские Теплосети», утвержденный постановлением Главы муниципального образования «Новомайнское городское поселение» Мелекесского района Ульяновской области от 19 мая 2014 №95, в целом соответствует Гражданскому кодексу Российской Федерации и Федеральному закону от 14.11.2002 №161-ФЗ «О государственных и муниципальных унитарных предприятиях».
Юридический адрес предприятия согласно Уставу МУП «Новомайнские Теплосети» - 433556, Российская Федерация, Ульяновская область, Мелекесский район, р.п. Новая Майна, ул. Тольяттинское шоссе, д.4/2;
Правовой статус МУП «Новомайнские Теплосети»: юридическое лицо, осуществляющее свою деятельность в соответствии с действующим законодательством РФ, Уставом предприятия и нормативными правовыми актами органов местного самоуправления. Предприятие имеет гражданские права, соответствующие предмету и целям его деятельности, и несет связанные с этой деятельностью обязанности.
МУП «Новомайнские Теплосети» является коммерческой организацией, не наделенной правом собственности на закрепленное за ней на праве хозяйственного ведения муниципальное имущество. Основная цель деятельности – извлечение прибыли в пределах установленных Уставом, в целях удовлетворения интересов муниципального образования, решения социальных задач и получения прибыли.
МУП «Новомайнские Теплосети» осуществляет в соответствии с установленными стандартами, параметрами, критериями, нормами и требованиями к их качеству и безопасности, основной вид своей уставной деятельности – Производство пара и горячей воды (тепловой энергии) котельными.
Начиная с периода 05.01.2014 МУП «Новомайнские Теплосети» реорганизованы с МПУ ЖКХ «Новомайнское» в форме присоединения, согласно постановления администрации поселения МО «Новомайнское городское поселение» Мелекесского района Ульяновской области от 05.01.2014 №5 «О реорганизации муниципальных унитарных предприятий в форме присоединения к муниципальному унитарному предприятию «Новомайнские Теплосети» муниципального унитарного предприятия жилищно-коммунального хозяйства «Новомайнское».
В соответствии с постановлением Главы муниципального образования «Новомайнское городское поселение» в хозяйственное ведение предприятию в августе 2009 года администрацией поселения из муниципальной казны было передано пять объектов недвижимого имущества для осуществления хозяйственной деятельности предусмотренной Уставом МУП «Новомайнские Теплосети»:
1) здание водоочистной станции по адресу: р.п. Новая Майна, ул. Спортивная, 10, общей площадью 1527,67 кв.м. (акт по форме №ОС-1 №21);
2) здание насосной мазутного хозяйства по адресу: р.п. Новая Майна, ул. Спортивная, 10, общей площадью 65,87 кв.м.( акт по форме №ОС-1 №21);
3) здание бойлерной по адресу: р.п. Новая Майна, ул. Спортивная, 10, общей площадью 215,39 кв.м. (акт по форме ОС-1 №23);
4) здание котельной по адресу: р.п. Новая Майна, ул. Спортивная, 10, общей площадью 1001,69 кв.м. (акт по форме ОС-1 №20);
5) 76/100 долей газопровода от общей протяженности по адресу: р.п. Новая Майна, ул. Спортивная, 10, общей площадью 297,78 кв.м. (акт по форме ОС-1 №24);
6) здание котельной по адресу: с.Русский Мелекесс, ул. Совхозная, 12, общей площадью 558,7 кв.м.;
7) тепловые сети протяженностью 4,1 км, расположенные на территории р.п. Новая Майна.
Дополнительно в результате слияния с МУП получено в хозяйственное ведение следующее имущество:
1) здание котельной по адресу: р.п. Новая Майна, ул. Комсомольская, 38 с принадлежностями: котел ИШМА-100 – 1 шт., котел КОБ-100С- 1 шт., счетчик газа – 2 шт., сетевые насосы – 2 шт., насос циркуляции – 2 шт., система аварийного отключения газа – 1 шт.
Распорядителем денежных средств, в проверяемом периоде являлись:
- с правом первой подписи – директор МУП «Новомайнские Теплосети»:
с 06.08.2009 – по настоящее время – Петров Сергей Иванович (Распоряжение администрации поселения от 06.08.2009 №129-Р, трудовой договор от 06.08.2009 №б/н);
- с правом второй подписи – главный бухгалтер МУП «Новомайнские Теплосети»:
с 06.08.2009 – 16.01.2014 – Шапшова Рамзия Хатимулловна (Приказ МУП «Новомайнские Теплосети» от 17.01.2014 №2-7ЛС).
с 17.01.2014 - по настоящее время – Петрова Наталья Валентиновна (Приказ МУП «Новомайнские Теплосети» от 16.01.2014 №3-ЛС).
МУП «Новомайнские Теплосети» имеет следующие счета:
- расчетный счет №40602810000000000068 открытый в ЗАО «РКБ» г. Димитровграда от 09.12.2011 (арестован);
- специальный банковский счет №40702810469110002791 открытый в Ульяновском отделении №8588 г.Ульяновск (Димитровградское отделение №4272) от 26.08.2009 (арестован);
- специальный банковский счет №40821810269110010149 открытый в Димитровградском отделений №4272 ОАО «Сбербанк России» от 30.09.2011 (арестован);
- расчетный счет №40702810765160000180 открытый в Ульяновский РФ ОАО «Россельхозбанк» г. Ульяновск БИК 047308897, от 24.09.2013.
В соответствии с пунктом 4.1 Устава МУП «Новомайнские Теплосети» Уставный фонд МУП «Новомайнские Теплосети» составляет 110,0 тыс. руб., что не противоречит пункту 5 статьи 114 Гражданского Кодекса Российской Федерации и пункту 1 статьи 13 Федерального закона от 14.11.2002 №161-ФЗ «О государственных и муниципальных унитарных предприятиях».
В ходе осуществления своей деятельности МУП «Новомайнские Теплосети» формирует доходы и расходы.
Тарифы МУП «Новомайнские Теплосети», применяемые на оказание услуг по передаче тепловой энергии утверждены приказом Министерства Экономики Ульяновской области, которые не соответствуют экономически обоснованным затратам предприятия, в силу низкой загрузки мощностей котельных, в связи с чем, фактический расход газа и электроэнергии, существенно превышает количество, принимаемое в расчет утверждаемого тарифа на производство 1 Гкал теплоэнергии Департаментом по регулированию цен и тарифов Министерства экономики Ульяновской области.
8. По результатам контрольного мероприятия установлено следующее:
Финансово-экономическое состояние расходования денежных средств, предназначенных для оплаты коммунальных ресурсов, в проверяемом периоде представлено в таблице 1.
Таблица 1
(тыс. руб.)
Расходования денежных средств МУП «Новомайнские теплосети»,
предназначенных для оплаты коммунальных ресурсов
за период 2012, 2013, январь-апрель 2014 года.
Отчетный период
|
Начислено за ЖКУ
|
Оплачено за ЖКУ
|
Задолжен-ность за ЖКУ
|
Начислено по договорам поставки энерго и теплоресурсов
|
Оплачено ресурсо-снабжающим организациям
|
Задолженность перед ресурсо-снабжающими организациями
|
Отклонения в оплате за ЖКУ и оплате ресурсо-снабжаю-щим организа-циям
(-переплата, +недоплата)
|
Газ
|
Эл. энергия
|
Газ
|
Эл. энергия
|
Газ
|
Эл. энер-гия
|
1
|
2
|
3
|
4
|
5
|
6
|
7
|
8
|
9
|
10
|
11
|
2012
|
31107,8
|
26920,4
|
4187,4
|
17913,2
|
4866,0
|
19816,2
|
6581,7
|
-1903,0
|
-1716,0
|
522,5
|
|
2013
|
32847,2
|
25676,8
|
7170,4
|
22001,8
|
3390,4
|
12865,7
|
4856,6
|
9136,1
|
-1466,0
|
7954,5
|
|
2014
январь -май
|
19456,5
|
14544,3
|
4912,2
|
15191,2
|
2295,8
|
5326,9
|
2130,9
|
9864,3
|
164,9
|
7086,5
|
|
ИТОГО
|
83411,5
|
67141,5
|
16270,0
|
55106,2
|
10552,2
|
38008,8
|
13569,2
|
17097,4
|
-1301,0
|
15563,5
|
|
Согласно данным таблицы и итогам выборочной проверки подтверждающих документов следует:
1) Начисления за жилищно-коммунальные услуги (графа 2) составили в общей сумме 83411,5 тыс. руб. Оплата населением (графа 3) – в общей сумме 67141,5 тыс. руб., т.е. процент собираемости составил 80,5%, или недопоступления составили в сумме 16270,0 тыс. руб. Данное движение денежных средств подтверждено актами сверки взаимных расчетов, а также регистрами бухгалтерского синтетического и аналитического учета в виде оборотных ведомостей и журналов – ордеров по счетам бухгалтерского учета «51-расчетный счет», «62-расчеты с покупателями» основанных на документах первичного учета: акты сверки взаимных расчетов с покупателями, банковские платежные поручения об оплате с выписками банка.
2) Начисления по договорам поставки энерго и теплоресурсов (графы 5,6) составили в общей сумме 65658,4 тыс. руб., в том числе: за газ – 55106,2 тыс. руб., за эл. энергию – 10552,2 тыс. руб. Оплачено МУП «Новомайнские Теплосети» ресурсоснабжающим организациям (графы 7,8) в общей сумме 51578,0 тыс. руб. или 78,6%, в том числе: за газ – 38008,8 тыс. руб. или 68,9%, за эл. энергию – 13569,2 тыс. руб. или 128,6%. Данное движение денежных средств подтверждено актами сверки взаимных расчетов, а также регистрами ручного (с применением автоматизированной системы бухгалтерского учета) бухгалтерского синтетического и аналитического учета в виде оборотных ведомостей и журналов – ордеров по счетам бухгалтерского учета «51-расчетный счет», «60-расчеты с поставщиками» основанных на документах первичного учета: договоры на поставку тепло и энерго ресурсов, счета-фактуры ООО «Ульяновскрегионгаз», ОАО «Ульяновскэнерго», банковские платежные поручения об оплате с выписками банка.
3) Из суммы оплаченной потребителями за ЖКХ 67141,5 тыс. руб. оплачено 51578,0 тыс. руб. или 76,8%, разница 15563,5 тыс. руб. в оплате, которая пошла на выплату заработной платы в сумме 14542,0 тыс. руб., налоговых отчислений, под отчет на приобретение материалов, на приобретение основных средств - капитальные вложения с целью энергоэффективности, расчеты с прочими кредиторами (ремонт теплотрасс, выплаты по искам судебным приставам, оплата гос. пошлин, услуг независимых аудиторов, оплата технических экспертиз, услуги банка, услуги РИЦ).
4) Сумма выпадающих доходов за весь анализируемый период только по источникам газ и электроэнергия (гр.(5+6)-2) составила 17753,1 тыс. руб.
Состояние дебиторской и кредиторской задолженности предприятия
Информация о дебиторской и кредиторской задолженности МУП «Новомайнские Теплосети» по состоянию на 01.01.2013, 01.01.2014 и на 01.06.2014 представлена в таблице 2.
Таблица 2
Дебиторская и кредиторская задолженность
МУП «Новомайнские Теплосети»,
за период 2012 год, 2013 год, январь-май 2014 года
п/п
|
Показатели
|
Ед. изм.
|
2012 год
|
2013 год
|
Январь-апрель 2014 года
|
1
|
Дебиторская задолженность всего:
в том числе с потребителями:
|
тыс. руб.
|
5379,1
|
8970,7
|
22008,4
|
|
- население
- прочие организации
- бюджетные организации (школы, дет.сады (бюджет района), дома культуры (бюджет поселения), больницы (областной бюджет))
|
тыс. руб.
|
3407,5
1948,1
23,5
|
6728,6
1739,7
502,4
|
15629,4
4361,1
2017,9
|
2
|
Кредиторская задолженность:
|
тыс. руб.
|
19053,4
|
29131,5
|
38591,5
|
2.1
|
*** поставщики:
- газ
- электроэнергия
- прочие товары, услуги
|
тыс. руб.
|
18540,6
17608,3
530,3
402,3
|
28288,8
26965,4
456,3
867,1
|
38155,0
36829,5
621,3
704,2
|
2.2
|
*** задолженность по з/плате
|
тыс. руб.
|
0,0
|
0,0
|
0,0
|
2.3
|
*** задолженность по налогам:
- расчеты по начислениям на заработную плату с внебюджетными фондами
- расчеты по налогам (кроме зарплатных)
|
тыс. руб.
|
512,8
89,5
423,3
|
842,7
362,5
480,2
|
436,5
231,8
204,7
|
2.4
|
*** прочие кредиторы
|
тыс. руб.
|
0,0
|
0,0
|
0,0
|
3
|
Среднесписочная численность
(на 01.01.2013, 01.01.2014, 01.06.2014)
|
чел.
|
37
|
31
|
38
|
4
|
Средняя заработная плата
|
руб.
|
11750
|
12975
|
15650
|
При анализе дебиторской задолженности предприятия наблюдается динамика её роста в 1,7 раза, в 2,5 раза соответственно по отчетным периодам. Основную долю в объеме дебиторской задолженности составляют долги населения (72%) и прочих организаций (19%), бюджетные организации (9%) соответственно.
Аналогичная ситуация и с объемом кредиторской задолженности за газ которая также имеет тенденцию роста только перед поставщиками на 53%, 35% соответственно по отчетным периодам, и наблюдается следующая отрицательная динамика эффективности расходования денежных средств:
- долги с 2012 года (сальдо на 01.01.2013) – 17608,3 тыс. руб.;
- долги 2013 года (сальдо на 01.01.2014) – 26965,4 тыс. руб. (увеличение на 9357,1 тыс. руб.);
- долги текущего 2014 года (сальдо на 01.05.2014) – 36829,5 тыс. руб. (увеличение на 9863,8 тыс. руб.),
т.е. в целом произошло увеличение суммы задолженности за газ относительно 2012 году на 19221,2 тыс. руб., т.е. говорит о критическом ухудшении финансового состояния предприятия, даже с учетом проведения энергоэффективных мероприятий. Тоже и в отношении электроэнергии.
Вместе с тем, ликвидация дебиторской задолженности позволила бы снизить сумму кредиторской задолженности еще как минимум на 22008,4 тыс. руб., или на 57%.
Среднесписочная численность и средняя заработная плата - показатели отражающие финансовое – экономическое состояние предприятия имеют стабильную тенденцию роста в части повышения заработной платы, в исполнение Указов Президента о доведении до средней отраслевой заработной платы (10,4%, 20,6%) при колеблющейся численности предприятия в виду слияния двух муниципальных предприятий.
Выявленные нарушения действующего законодательства при расходовании денежных средств, предназначенных для оплаты коммунальных ресурсов
По результатам выборочной проверки финансово – хозяйственной деятельности МУП «Новомайнские Теплосети» и итогам проведенного анализа статей доходов и расходов выявлены следующие нарушения действующего законодательства:
1. Нарушение статьи 23 Федерального закона от 14.11.2002 №161-ФЗ «О государственных и муниципальных унитарных предприятиях», выразившееся в несогласовании с собственником имущества унитарного предприятия решения о совершении крупной сделки, а именно сделки превышающей размер 11,0 тыс. руб., то есть 10% от размера Уставного капитала предприятия (от 110,0 тыс. руб.) – в целом за проверяемый период на общую сумму 3750,0 тыс. руб., в том числе: 2012 г. – 1176,6 тыс. руб., 2013 г. - 2055,3 тыс. руб., 5 мес. 2014 г. – 518,1 тыс. руб.
Распоряжения администрации о согласовании крупной сделки МУП «Новомайнские Теплосети» отсутствуют как в МУП «Новомайнские Теплосети» так и у Учредителя – администрации МО «Новомайнское городское поселение», а имеющаяся бумаги без даты, номера, и с суммой выше прописанной в Уставе, сопровождающие произведенные финансово - хозяйственные операции не могут являться нормативно-правовым актом имеющим юридическую силу для расходования денежных средств, что классифицируется как неправомерное использование.
2. Нарушение п.4.4. Главы 4 Положения о порядке ведения кассовых операций с банкнотами и монетой банка России на территории Российской Федерации, утвержденного Центробанком РФ от 12.10.2011 №373-П, с 01.06.2014 п.6.3. Указаний «О порядке ведения кассовых операций юридическими лицами и упрощенном порядке ведения кассовых операций индивидуальными предпринимателями и субъектами малого предпринимательства», утвержденных Центробанком РФ от 11.03.2014 №3210-У, выразившиеся в выдаче денег под отчет при неполном погашении подотчетным лицом задолженности по ранее полученной под отчет сумме наличных денег. Корме того, выдача наличных денег под отчет работнику (подотчетному лицу) оформляется согласно письменному заявлению подотчетного лица, составленному в произвольной форме и содержащему собственноручную надпись руководителя о сумме наличных денег и о сроке, на который выдаются наличные деньги, подпись руководителя и дату. Из чего следует, что ни руководитель, ни главный бухгалтер не могут получать наличные деньги под отчет, поскольку сами являются должностными лицами предприятия, что имеет под собой также коррупционную направленность и может расцениваться как неправомерное использование денежных средств в сумме 2720,7 тыс. руб., так как ежегодно в обороте наличных денег предприятия находилось:
всего:
в 2012 году – 2178,4 тыс. руб., в 2013 году – 1044,9 тыс. руб., за январь-май 2014 года – 387,4 тыс. руб., итого в целом за проверяемый период 3610,7 тыс. руб., в том числе:
- у руководителя: в 2012 году – 1679,2 тыс. руб., в 2013 году – 468,5 тыс. руб., за январь-май 2014 года – 130,9 тыс. руб., итого в целом за проверяемый период 2278,6 тыс. руб.;
- у главного бухгалтера: в 2012 году – 189,7 тыс. руб., в 2013 году – 217,3 тыс. руб., за январь-май 2014 года – 0,0 тыс. руб., итого в целом за проверяемый период 407,0 тыс. руб.;
- у физического лица, работающего по договору гражданско-правового характера (Евдокимова В.А.) в 2012 году – 35,1 тыс. руб.
3. Нарушение уставной деятельности МУП «Новомайнские теплосети», выразившиеся в неэффективном использовании денежных средств, в силу убыточности предприятия и произведение оплаты однотипных расходов предприятия у нескольких поставщиков на общую сумму 226,5 тыс. руб., в том числе:
- оплата услуг технического обслуживания автоматической пожарной сигнализации, оказываемой двумя разными поставщиками: НО «Фонд поддержки спорта» (он же далее НОУ «Безопасность и охрана труда») и ООО «АМТ-Групп» в сумме 226,5 тыс. руб., в том числе: 2012 год – 144,9 тыс. руб., 2013 год – 51,0 тыс. руб., 2014 год – 30,6 тыс. руб.
4. Нарушение Федерального закона от 06.12.2011 №402-ФЗ «О бухгалтерском учете» (в действии с 01.01.2013 года), выразившееся в отсутствии обновленной учетной политики предприятия в соответствии с действующим законодательством, следовательно и порядка ведения финансово – хозяйственных операций.
9. Выводы
В целом по итогам проверки, деятельность МУП «Новомайнские теплосети» в проверяемом 2012 году, 2013 году, январь – май 2014 года расценивается как не достаточно эффективное владение, пользование и распоряжение муниципальным имуществом, переданным в хозяйственное ведение предприятию, с предоставлением доступных услуг населению при их 76,8%-ой оплате.
При таких обстоятельствах с учетом выше изложенного следует, что: при имеющейся у МУП «Новомайнские теплосети» задолженности по состоянию на 01.06.2014 года:
- за газ в общей сумме 36829,5 тыс. руб.,
- за эл. энергию в общей сумме 621,3 тыс. руб.,
возникает вероятность незаконного отключения от тепло и электро источников основной массы потребителей – население поселка, которые являются добросовестными плательщиками, чем затрагиваются права и законные интересы неопределенного круга лиц.
Таким образом, общий объем проверенных средств по МУП «Новомайнские теплосети» составил 90492,4 тыс. руб., в том числе: за 2012 год 30202,0 тыс. руб., за 2013 год 35574,4 тыс. руб., за январь – апрель 2014 года 24716,0 тыс. руб.
Общая сумма нарушений составила 6697,2 тыс. руб., в том числе:
- неправомерное использование в сумме 6470,7 тыс. руб.
- неэффективное использование в сумме 226,5 тыс. руб.
10. Возражения или замечания руководителей или иных уполномоченных должностных лиц объектов контрольного мероприятия на результаты контрольного мероприятия: отсутствуют.
11. Предложения (рекомендации)
В целях обеспечения целевого и эффективного использования бюджетных средств, а также устранения выявленных настоящей проверкой нарушений и недостатков:
Администрации МО «Новомайнское городское поселение» Мелекесского района Ульяновской области
1. Усилить контроль над деятельностью муниципального унитарного предприятия:
1) определить порядок составления, утверждения установления показателей планов (программ) финансово-хозяйственной деятельности предприятия;
2) утверждать бухгалтерскую отчетность и отчеты предприятия;
3) утверждать показатели экономической эффективности деятельности предприятия и контролировать их выполнение;
4) проводить аттестацию руководителя предприятия
2. Оформлять согласование крупных сделок МУП «Новомайнские теплосети».
3. Определить лиц, виновных в нарушениях, указанных в настоящем представлении, применить к ним меры дисциплинарного воздействия.
4. О принятых мерах сообщить в Контрольно – счетную комиссию Совета депутатов МО «Мелекесский район».
Муниципальному унитарному предприятию «Новомайнские Теплосети»:
1. Свести к нулю по возможности оборот наличных денежных средств предприятия, при этом, не выдавая под отчет в случае незакрытого авансового отчета, при этом пересмотреть материально ответственных лиц, получающих подотчетные суммы.
2. Не допускать неэффективного использования денежных средств и однотипных расходов у нескольких поставщиков, пересмотреть смету расходов на предмет сокращения затрат. Строго соблюдать нормы Федерального закона от 18.07.2011 №223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (в действии с 01.01.2014).
3. Разработать и утвердить новую учетную политику предприятия. В плане качественного и оперативного ведения бухгалтерского и экономического учета МУП «Новомайнские теплосети» необходимо максимально использовать возможности автоматизированной специализированной системы ведения бухгалтерского учета типа «Системный учет», в том числе для начисления заработной платы.
4. Определить лиц, виновных в нарушениях, указанных в настоящем представлении, применить к ним меры дисциплинарного воздействия.
5. О принятых мерах сообщить в Контрольно – счетную комиссию Совета депутатов МО «Мелекесский район».