Во исполнение требований Трудового Кодекса Российской Федерации и в соответствии с Федеральным законом от 28.12.2013 № 426-ФЗ «О специальной оценке условий труда» (далее – Закон № 426-ФЗ) в организациях Ульяновской области в 2021 году продолжалась работа по проведению специальной оценки условий труда. Мониторинг проведения специальной оценки осуществляется Агентством по развитию человеческого потенциала и трудовых ресурсов Ульяновской области в разрезе муниципальных образований и видов экономической деятельности на основании данных Федеральной государственной информационной системы (ФГИС).
За 2021 год специальная оценка условий труда проведена в 1172 организациях Ульяновской области, оценено 47 559 рабочих мест, что в 1,2 раза превышает показатели, запланированные по программе на 2021 год (38 500 рабочих мест). Количество работников, занятых на этих рабочих местах – 60 950 человек.
В результате проведённой специальной оценки рабочих мест:
33 003 рабочих места (69,4%) были признаны безопасными соответствующими государственным нормативным требованиям охраны труда (класс условий труда 1,2);
В отношении таких рабочих мест работодателем подаётся в Государственную инспекцию труда в Ульяновской области декларация соответствия условий труда государственным нормативным требованиям охраны труда.
В соответствии с Федеральным законом от 30.12.2020 № 503-ФЗ «О внесении изменений в статьи 8 и 11 Федерального закона «О специальной оценке условий труда» декларация соответствия условий труда государственным нормативным требованиям охраны труда является бессрочной в случае сохранения условий труда на соответствующем рабочем месте, повторное проведение специальной оценки условий труда не требуется, если на указанных рабочих местах не зафиксировано случаев производственного травматизма и профзаболеваний. Это позволяет работодателям сокращать финансовые расходы при отсутствии необходимости организации новой процедуры специальной оценки условий труда.
В 2021 году работодателями задекларировано 23 764 рабочих места.
14 556 рабочих мест (30,6%) было признано вредными и опасными, не соответствующими государственным нормативным требованиям охраны труда (класс условий труда 3.1…3.4, 4).
Результаты проведения специальной оценки условий труда являются базовым показателем, на основании которого работодателем формируются социально значимые меры по улучшению условий труда, сохранению здоровья работающих, установлению работникам компенсаций.
В соответствии с Законом № 426-ФЗ для улучшения условий труда и снижения уровня воздействия вредных производственных факторов по результатам специальной оценки рабочих мест на рабочих местах с вредными и опасными условиями труда разрабатываются и реализуются мероприятия, направленные на улучшение условий труда работников, с учётом результатов проведения специальной оценки условий труда. Так, во многих организациях приобретены современные сертифицированные средства индивидуальной защиты, установлены новые и отремонтированы действующие системы вентиляции, улучшены параметры световой среды, осуществляются компенсации работникам за работу во вредных условиях труда (дополнительный отпуск, сокращенный рабочий день, повышенная оплата труда, регламентированные перерывы, право досрочного выхода на пенсию), осуществляется обеспечение лечебно-профилактическим питанием или молоком, организовано проведение периодических медицинских осмотров.
Однако, в ходе осуществления ведомственного контроля в соответствии с Законом Ульяновской области от 02.05.2012 № 46-ЗО «О порядке осуществления ведомственного контроля за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, на территории Ульяновской области» выявлено, что ряд работодателей не выполняют данное требование закона.
Сведения о проведении специальной оценки условий труда за 2021 год в разрезе муниципальных образований представлены в таблице 1.
За 2021 год наибольшее количество рабочих мест оценено по условиям труда в городах Ульяновске и Димитровграде.
В г.Ульяновске оценено 33 539 рабочих мест, в том числе по районам:
Ленинский – 10 985 рабочих мест,
Заволжский –9 402 рабочих места,
Засвияжский – 8 759 рабочих мест,
Железнодорожный – 4 393 рабочих места.
В г.Димитровграде специальная оценка условий труда проведена на 4 733 рабочих местах.
Среди сельских муниципальных образований лидерами в проведении специальной оценки условий труда являются районы:
Новоспасский |
1285 рабочих мест |
Цильнинский |
996 рабочих мест |
Тереньгульский |
810 рабочих мест |
Барышский |
697 рабочих мест |
Мелекесский |
690 рабочих мест |
Замыкают рейтинг муниципальных образований по проведению специальной оценки условий труда по итогам 2021 года районы: Павловский, Старокулаткинский, Новомалыклинский, Вешкаймский, город Новоульяновск.
В разрезе видов экономической деятельности специальная оценка условий труда представлена в таблице 2.
Наибольшее количество рабочих мест оценено по условиям труда в следующих видах экономической деятельности:
обрабатывающие производства |
9982 рабочих места |
образование |
7427 рабочих мест |
деятельность в области здравоохранения и социальных услуг |
5990 рабочих мест |
торговля оптовая и розничная; ремонт автотранспортных средств и мотоциклов |
4073 рабочих места |
обеспечение электрической энергией, газом и паром; кондиционирование воздуха |
3688 рабочих мест |
Положительная динамика проведения специальной оценки условий труда отмечается в следующих видах экономической деятельности: деятельность профессиональная, научная и техническая; транспортировка и хранение; строительство; деятельность в области информации и связи; государственное управление и обеспечение военной безопасности, социальное обеспечение; водоснабжение, водоотведение, организация сбора и утилизации отходов, деятельность по ликвидации загрязнений; деятельность в области культуры, спорта, организации досуга и развлечений; сельское хозяйство, охота и лесное хозяйство, рыбоводство и рыболовство.
В соответствии с Законом № 426-ФЗ специальная оценка условий труда проводится 1 раз в 5 лет. В 2021 году закончился срок действие спецоценки, проведённой в 2016 году. Действующими являются результаты спецоценки 2017 года и позднее.
По состоянию на 31.12.2021 в Ульяновской области с начала 2017 года данная процедура проведена в 7579 организациях, оценено 234 666 рабочих мест, что составляет 78,3% от общего количества рабочих мест в организациях региона.
специальная оценка условий труда |
2017 |
2018 |
2019 |
2020 |
2021 |
всего |
количество организаций |
807 |
1288 |
2956 |
1356 |
1172 |
7579 |
оценено рабочих мест |
40616 |
39916 |
58826 |
47749 |
47559 |
234 666 |
Сведения о проведении специальной оценки условий труда с 2017 года в разрезе муниципальных образований представлены в таблице 3.
По данным Федеральной государственной информационной системы специальной оценки условий труда выстроен рейтинг Приволжского федерального округа по объему рабочих мест, на которых проведена специальная оценка условий труда за период 2017- 2021 годы.
Итоги специальной оценки условий труда в регионах Приволжского федерального округа
Регион |
Количество рабочих мест, на которых проведена СОУТ в 2017 - 2021 годах |
Республика Татарстан |
872013 |
Самарская область |
832473 |
Республика Башкортостан |
792981 |
Нижегородская область |
767206 |
Саратовская область |
523909 |
Пермский край |
508926 |
Оренбургская область |
380361 |
Удмуртская Республика |
332940 |
Чувашская Республика |
296727 |
Кировская область |
285357 |
Ульяновская область |
234666 |
Пензенская область |
225867 |
Республика Мордовия |
180346 |
Республика Марий Эл |
151144 |
Таблица 1
Рейтинг проведения специальной оценки условий труда в муниципальных образованиях Ульяновской области за 2021 год |
|||||||||||
№ п/п |
Наименование муниципального образования (город, район) |
кол-во организаций |
Кол-во аттестованных рабочих мест |
Кол-во занятых на этих рабочих местах (чел) |
|||||||
Всего |
Класс 1 |
Класс 2 |
Класс 3.1 |
Класс 3.2 |
Класс 3.3 |
Класс 3.4 |
Класс 4 |
||||
1 |
г.Ульяновск |
716 |
33539 |
358 |
23764 |
3864 |
4039 |
1244 |
56 |
214 |
42986 |
2 |
Ленинский |
214 |
10985 |
92 |
8526 |
969 |
1015 |
187 |
14 |
182 |
13341 |
3 |
Заволжский |
189 |
9402 |
93 |
6146 |
973 |
1601 |
588 |
0 |
1 |
11773 |
4 |
Засвияжский |
194 |
8759 |
107 |
6509 |
1090 |
739 |
286 |
28 |
0 |
11667 |
5 |
Железнодорожый |
119 |
4393 |
66 |
2583 |
832 |
684 |
183 |
14 |
31 |
6205 |
6 |
Димитровград |
143 |
4733 |
80 |
2727 |
964 |
679 |
281 |
2 |
0 |
6040 |
|
Новоспасский |
31 |
1285 |
7 |
1068 |
166 |
43 |
1 |
0 |
0 |
1869 |
|
Цильнинский |
19 |
996 |
6 |
627 |
24 |
317 |
20 |
0 |
2 |
1101 |
|
Тереньгкльский |
18 |
810 |
13 |
539 |
238 |
20 |
0 |
0 |
0 |
949 |
|
Барышский |
15 |
697 |
1 |
339 |
147 |
118 |
70 |
22 |
0 |
938 |
|
Мелекесский |
40 |
690 |
62 |
494 |
96 |
38 |
0 |
0 |
0 |
762 |
|
Чердаклинский |
33 |
684 |
2 |
592 |
62 |
28 |
0 |
0 |
0 |
909 |
|
Инзенский |
15 |
413 |
5 |
271 |
92 |
45 |
0 |
0 |
0 |
856 |
|
Кузоватовский |
11 |
394 |
1 |
93 |
34 |
191 |
75 |
0 |
0 |
489 |
|
Ульяновский |
24 |
369 |
3 |
167 |
52 |
103 |
44 |
0 |
0 |
512 |
|
Базарносызганский |
8 |
346 |
2 |
106 |
100 |
89 |
2 |
0 |
47 |
549 |
|
Старомайнский |
7 |
338 |
3 |
132 |
33 |
162 |
8 |
0 |
0 |
405 |
|
Николаевский |
11 |
317 |
0 |
166 |
140 |
10 |
1 |
0 |
0 |
343 |
|
Карсунский |
9 |
299 |
3 |
153 |
92 |
19 |
27 |
5 |
0 |
333 |
|
Сенгилеевский |
12 |
298 |
1 |
205 |
22 |
70 |
0 |
0 |
0 |
367 |
|
Радищевский |
7 |
272 |
0 |
154 |
101 |
17 |
0 |
0 |
0 |
290 |
|
Майнский |
14 |
251 |
2 |
206 |
34 |
9 |
0 |
0 |
0 |
303 |
|
Сурский |
7 |
249 |
41 |
194 |
4 |
4 |
6 |
0 |
0 |
260 |
|
Новоульяновск |
12 |
172 |
3 |
153 |
12 |
3 |
1 |
0 |
0 |
218 |
|
Вешкаймский |
8 |
140 |
0 |
70 |
42 |
17 |
11 |
0 |
0 |
172 |
|
Новомалыклинский |
6 |
117 |
5 |
56 |
29 |
27 |
0 |
0 |
0 |
136 |
|
Старокулаткинский |
4 |
98 |
1 |
96 |
1 |
0 |
0 |
0 |
0 |
105 |
|
Павловский |
2 |
52 |
0 |
32 |
3 |
3 |
14 |
0 |
0 |
58 |
|
ИТОГО |
1172 |
47559 |
599 |
32404 |
6352 |
6051 |
1805 |
85 |
263 |
60950 |
Таблица 2
Рейтинг проведения специальной оценки условий труда по видам экономической деятельности за 2021год |
||||||||||||
|
Отрасль (подотрасль) экономики |
ОКВЭД |
Кол-во организаций |
Кол-во аттестованных рабочих мест |
Кол-во занятых на этих рабочих местах, чел |
|||||||
Всего |
Класс 1 |
Класс 2 |
Класс 3.1 |
Класс 3.2 |
Класс 3.3 |
Класс 3.4 |
Класс 4 |
|||||
1 |
Обрабатывающие производства |
10-34 |
232 |
9982 |
114 |
5463 |
2338 |
1724 |
315 |
28 |
0 |
13389 |
2 |
Образование |
85 |
165 |
7427 |
203 |
6722 |
402 |
92 |
8 |
0 |
0 |
8686 |
3 |
Деятельность в области здравоохранения и социальных услуг |
86-88 |
100 |
5990 |
50 |
1590 |
531 |
2572 |
1190 |
57 |
0 |
8070 |
4 |
Торговля оптовая и розничная; ремонт автотранспортных средств и мотоциклов |
45-47 |
109 |
4073 |
16 |
3795 |
159 |
69 |
34 |
0 |
0 |
5759 |
5 |
Обеспечение электрической энергией, газом и паром; кондиционирование воздуха |
35 |
47 |
3688 |
1 |
2987 |
231 |
468 |
0 |
0 |
1 |
4407 |
6 |
Деятельность профессиональная научная и техническая |
69-75 |
47 |
2906 |
23 |
1917 |
430 |
292 |
244 |
0 |
0 |
3891 |
7 |
Транспортировка и хранение |
49-53 |
57 |
2532 |
4 |
1997 |
364 |
167 |
0 |
0 |
0 |
3669 |
8 |
Строительство |
41-43 |
86 |
1884 |
26 |
1097 |
530 |
223 |
8 |
0 |
0 |
2109 |
9 |
Деятельность в области информации и связи |
58-63 |
28 |
1568 |
4 |
1514 |
34 |
16 |
0 |
0 |
0 |
1634 |
10 |
Государственное управление и обеспечение военной безопасности; социальное обеспечение |
84 |
34 |
1394 |
2 |
789 |
216 |
127 |
0 |
0 |
260 |
2056 |
11 |
Водоснабжение; водоотведение, организация сбора и утилизации отходов, деятельность по ликвидации загрязнений |
36-39 |
28 |
1230 |
16 |
674 |
445 |
95 |
0 |
0 |
0 |
1454 |
12 |
Деятельность в области культуры, спорта, организации досуга и развлечений |
90-93 |
37 |
1146 |
99 |
987 |
55 |
4 |
1 |
0 |
0 |
1299 |
13 |
Сельское хозяйство, охота и лесное хозяйство, рыбоводство и рыболовство |
01-03 |
51 |
1142 |
4 |
754 |
299 |
84 |
1 |
0 |
0 |
1265 |
14 |
Деятельность административная и сопутствующие дополнительные услуги |
77-82 |
44 |
953 |
4 |
725 |
154 |
64 |
4 |
0 |
2 |
1237 |
15 |
Деятельность по операциям с недвижимым имуществом |
68 |
43 |
580 |
21 |
454 |
75 |
30 |
0 |
0 |
0 |
649 |
16 |
Деятельность финансовая и страховая |
64-66 |
22 |
429 |
4 |
401 |
24 |
0 |
0 |
0 |
0 |
686 |
17 |
Деятельность гостиниц и предприятий общественного питания |
55-56 |
23 |
328 |
5 |
267 |
36 |
20 |
0 |
0 |
0 |
372 |
18 |
Предоставление прочих видов услуг |
94-96 |
12 |
256 |
3 |
251 |
2 |
0 |
0 |
0 |
0 |
224 |
19 |
Добыча полезных ископаемых |
05-09 |
7 |
51 |
0 |
20 |
27 |
4 |
0 |
0 |
0 |
94 |
|
ВСЕГО |
|
1172 |
47559 |
599 |
32404 |
6352 |
6051 |
1805 |
85 |
263 |
60950 |
Таблица 3
Сведения о проведении специальной оценки условий труда в муниципальных образованиях за 2017- 2021 годы
№ п/п |
Наименование муниципального образования |
Количество аттестованных рабочих мест |
Количество организаций, в которых проведена специальная оценка условий труда |
|
1 |
г.Ульяновск |
169205 |
5041 |
|
2 |
Димитровград |
26204 |
855 |
|
3 |
Барышский |
4006 |
145 |
|
4 |
Чердаклинский |
3411 |
165 |
|
5 |
Мелекесский |
3406 |
157 |
|
6 |
Новоспасский |
3299 |
108 |
|
7 |
Инзенский |
2552 |
93 |
|
8 |
Сенгилеевский |
2233 |
78 |
|
9 |
Новоульяновск |
1779 |
77 |
|
10 |
Старомайнский |
1778 |
83 |
|
11 |
Цильнинский |
1729 |
62 |
|
12 |
Карсунский |
1686 |
68 |
|
13 |
Ульяновский |
1498 |
112 |
|
14 |
Майнский |
1476 |
56 |
|
15 |
Радищевский |
1301 |
37 |
|
16 |
Николаевский |
1273 |
49 |
|
17 |
Тереньгульский |
1261 |
54 |
|
18 |
Новомалыклинский |
1178 |
58 |
|
19 |
Кузоватовский |
1165 |
91 |
|
20 |
Вешкаймский |
948 |
42 |
|
21 |
Старокулаткинский |
948 |
42 |
|
22 |
Сурский |
869 |
45 |
|
23 |
Базарносызганский |
751 |
40 |
|
24 |
Павловский |
256 |
21 |
|
|
ИТОГО |
234666 |
7579 |